Маркировка рекламы в интернете
Новые требования к интернет-рекламе закреплены в ст. 18.1 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", действующей с 1 сентября 2022 года.

С 1 сентября 2023 года вступают в силу нормы, устанавливающие ответственность за неисполнение требований по передаче информации об интернет-рекламе в единую систему учета и за распространение такой рекламы без специального идентификатора. Данные нарушения влекут за собой административные штрафы согласно части 15-17 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С 1 сентября 2022 года реклама, распространяемая в интернете, должна содержать пометку "реклама", указание на рекламодателя и (или) сайт, содержащий информацию о рекламодателе. Распространение интернет-рекламы допускается при условии присвоения ей идентификатора – уникального цифрового обозначения, предназначенного для обеспечения прослеживаемости распространенной в интернете рекламы и учета информации о ней

image alt
Светлана Афанасьева
эксперт по комплаенсу

Рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем (за исключением операторов социальной рекламы) обязаны предоставлять информацию о своей интернет-рекламе надзорным органам.
Для корректной работы с интернет-рекламой необходимо внимательно анализировать информацию и определять, какая часть из нее является рекламой. Также необходимо правильно организовать процесс передачи данных о рекламе в Роскомнадзор и ЕРИР.

Разграничение рекламы и другой информации о товарах и услугах

Чтобы определить, является ли информация рекламой, необходимо обратиться к статье 3 закона №38-ФЗ. Реклама должна быть распространена любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Согласно статье 2 закона №38-ФЗ не считаются рекламой справочно-информационные и аналитические материалы, вывески и указатели без рекламных сведений, информация о товаре, изготовителе или экспортере на самом товаре или его упаковке. Упоминания о товаре или его характеристиках в произведениях науки, литературы и искусства также не считаются рекламой.

Разъяснения по вопросам, касающимся интернет-рекламы, ФАС России размещает на своем официальном сайте (в разделе "Реклама в интернете": fas.gov.ru/pages/reklama_v_internete) и в телеграм-канале (t.me/s/fasrussia), в том числе в виде ответов на вопросы, памяток и карточек.
Выделим несколько позиций ФАС, которые касаются разграничения рекламы и другой информации в интернете.

1) Не относится к рекламе единообразная информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте, страницах в соцсетях, в мобильном приложении владельца агрегатора информации о товарах (услугах), если указанные сведения: предназначены для информирования посетителей/пользователей соответствующего ресурса об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования; сгруппированы по определенным рубрикам, разделам, категориям.

2) Информация, содержащая одинаковый набор сведений об организациях, производимых или реализуемых ими товарах, оказываемых услугах, которая сгруппирована по определенным рубрикам и размещена на сайте, представляющем собой каталог, носит справочно-информационный характер, так как направлена на извещение потребителей о существовании предлагаемых к продаже товаров (услуг). При размещении кратких информационных сведений не выполняется такая задача, стоящая перед рекламой, как поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, поскольку подобная информация, размещенная среди однородных сведений о многих юридических лицах, не позволяет выделить какое-либо одно лицо, товар и сформировать к нему интерес.

3) Не является рекламой информация о производимых товарах, оказываемых услугах, организуемых выставках и подобных мероприятиях, которая размещена на сайте, страницах в соцсетях, в мобильном приложении производителя таких товаров, лица, оказывающего услуги, организатора мероприятий. Если цель размещения – проинформировать посетителей/пользователей ресурса об ассортименте товаров, услуг данного лица, организуемых им мероприятиях, условиях приобретения товаров, услуг, участия в мероприятиях, ценах и скидках, правилах пользования.

4) Не является рекламой информация о реализуемых товарах разных производителей, которая размещена на сайте, страницах в соцсетях, в мобильном приложении продавца этих товаров и предназначена для информирования посетителей/пользователей об ассортименте товаров, условиях приобретения, ценах, скидках, правилах пользования. Размещенные на соответствующих ресурсах сведения о хозяйственной деятельности компании, проводимых акциях и мероприятиях, контрагентах (партнерах) и т. п. также не являются рекламой. Но размещаемая на сайте, в соцсети, мобильном приложении продавца товаров разных производителей информация, которая направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров, работ, услуг или о деятельности компании, в том числе о ее контрагентах (партнерах), сколько на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг, может признаваться рекламой. Пример такого размещения: стационарный баннер, отображаемый на каждой странице сайта и не связанный с содержанием этих страниц.

5) Может быть признана рекламой размещаемая на сайте, странице в социальных сетях, мобильном приложении производителя или продавца товаров, лица, оказывающего услуги, организатора мероприятий информация о других хозяйствующих субъектах, которая привлекает внимание именно к этим субъектам, а не к деятельности лиц, на ресурсах которых эта информация размещается.

6) Не является рекламой размещаемая на сайте компании или мероприятия информация о спонсорах/партнерах с изображением их товарных знаков (логотипов), если сведения размещаются в специальном разделе сайта, посвященном описанию спонсоров/партнеров и не формируют интерес непосредственно к спонсорам, а спонсоры не являются самостоятельными объектами рекламирования.

7) Не подпадает под понятие рекламы информация, предоставляемая поисковой системой по запросу пользователя. В отдельных случаях, когда на странице результатов поиска, помимо сведений, выданных по запросу, также размещается информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров – например, в виде всплывающего баннера или сведений, размещенных через систему размещения контекстной рекламы, – она является рекламой.

8) Не относятся к рекламе размещаемые в специальных разделах отзывы покупателей о товарах.

9) Не может расцениваться как реклама информация на личной странице пользователя социальной сети, представляющая собой его личное мнение или отношение к какому-либо товару. Но если в такой информации содержатся сведения, направленные на формирование интереса к товару и его продвижение на рынке, например за счет чрезмерного описания товара и его достоинств, призывов к покупке, она может быть признана рекламой.

10) Призыв лица подписаться на его каналы или группы в социальных сетях, посетить его иные интернет-ресурсы – не реклама. Призыв подписаться на страницу в социальной сети или посетить сайт другого лица относится к рекламе, если содержит указание на товар или услугу, которые производятся или реализуются владельцем страницы/сайта, дает их характеристики, призывает к покупке товара (услуги).

11) Объявления о вакансиях, содержащие наименование работодателя, профиль деятельности организации, требования к кандидатам и другие сведения о предлагаемой работе – не реклама. Но если в описании вакансии сделан особый акцент на лидирующей позиции компании в своем сегменте или на реализуемых ею товарах, что не связано напрямую с условиями труда, такая информация может быть признана рекламой.

12) Информация о розыгрыше призов в большинстве случаев не является рекламой. В качестве приза может быть указан конкретный товар, но без описания свойств, характеристик, указания цены и других сведений, привлекающих к нему особое внимание. Если на интернет-ресурсе размещается информация о розыгрыше, который проводится не владельцем этого ресурса, и в ней содержится описание достоинств товара, указанного в качестве приза, она может быть рекламой.

13) Обзор товара или нескольких однородных товаров на тематическом ресурсе, например в блоге, – не реклама, если обзор подходит под тематику, сделан в едином обычном стиле, не содержит призыва к покупке.

14) Анонсы мероприятий на сайте или в группе в соцсети, где размещаются новости района или города, не являются рекламой, если относятся к тематике сайта и оформлены в едином стиле. Анонс может быть рекламой, если в нем содержится объект рекламирования (например, если размещается информация о предстоящей велогонке и приводится подробная информация о призах: производитель, модель, конкретные характеристики).

15) Объявление в группе профессионального сообщества в соцсети – не реклама, если оно соответствует тематике сообщества и выполнено в едином обычном стиле. Размещенное на таком ресурсе объявление может быть рекламой, если не подходит под тематику.

16) Органичная интеграция в материалах блогеров, то есть упоминание товара, изготовителя или продавца, органично интегрированное в произведение, не является рекламой. Пример: упоминание косметических новинок в видеороликах или постах бьюти-блогеров, использование по назначению одежды, посуды, продуктов в роликах. Если же в видео акцентируется внимание на товаре: описываются его характеристики и свойства, отмечается положительное отношение блогера к нему, такое упоминание не будет считаться органичной интеграцией и может быть признано рекламой.

Чтобы определить, является ли материал рекламным, необходимо проверить наличие следующих признаков:
– есть конкретный объект рекламирования;
– цель размещения информации заключается в формировании или поддержании интереса к товару или услуге;
– информация адресована неопределенному кругу лиц.

image alt
Светлана Афанасьева
эксперт по комплаенсу
Дата публикации статьи: 20 августа 2023 года
Ваш заказ
  • image alt

    POWER Full 14

    POWER Full 14

    1000
  • image alt

    POWER Full 14

    POWER Full 14

    2000
3000

Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и с условиями бронирования счёта

2